Офсет
Офсетная печать наиболее распространенный и востребованный на сегодня способ производства различных видов печатной продукции. Офсет является разновидностью плоской печати. На печатной форме печатающие и пробельные элементы находятся в одной плоскости и обладают избирательным восприятием печатной краски (пробельные хорошо воспринимают влагу и отталкивают краску, печатающие — наоборот). Передача изображения на бумагу с печатной формы происходит посредством промежуточного офсетного цилиндра, который покрыт эластичной резинотканевой пластиной (на него переносится краска с печатающих элементов печатной формы, а с него — уже на запечатываемый материал). В качестве запечатываемого материала при таком виде печати используют бумагу, картон, металлизированную бумагу, фольгу, самоклеящуюся пленку и жесть.
Офсет является основным способом печати большинства полиграфической продукции. Этот способ печати обеспечивает высокое качество воспроизведения мелких деталий, хорошую передачу полутонов. Основным достоинством данного вида печати является возможность без каких-либо искажений, с наилучшим качеством, нанести изображение на поверхность. Это достигается за счет высокой линиатуры — до 200 lpi (lines per inch) — число линий на дюйм, что равно 80 линий на сантиметр (чем выше линиатура, тем большее число деталей изображения можно передать в печати). Но очень тонкие линии на оттиске получаются неровными и разрывными. Также положительным моментом является возможность двусторонней печати многокрасочной (в том числе и высокохудожественной) продукции в один прогон. На оборотной стороне оттисков нет рельефа, как у оттисков высокой печати, так как при печати бумага соприкасается всей своей поверхностью с эластичной резинотканевой пластиной.
Офсетный способ печати применяется для печати многотиражной печатной продукции. Это связано с особенностями технологии офсетной печати, поскольку оборудование рассчитано на определенный минимальный объем печати. Если использовать машины офсетной печати для тиража меньше этого минимума, то количество расходных материалов будет то же, что и для минимального объема печати. Поэтому цена на одну копию возрастет. С увеличением тиража уменьшается стоимость еденицы. Этим способом печатают книги, журналы, газеты, листовки, плакаты и многое другое. Технология процесса такова, что целесообразным становится использование офсета на тиражах около 1000 печатных листов. По этой причине пробный экземпляр можно получить от исполнителя в крайне редких исключительных случаях. При дальнейшем увеличении тиража экономическая выгода становится еще более заметной. А при тираже меньше 1000 листов стоит отдать предпочтение цифре.
Как было сказано выше, специфика офсетной печати не предполагает изготовление единичного(сигнального) экземпляра. Тираж печатается весь сразу и передается на постпечатную обработку. Особенности офсетной технологии таковы, что получить первые экземпляры через 10 минут после оформления заказа невозможно. Файлы должны пройти серьезную предпечатную обработку (цветоделение, цветопроба, создание форм, печать форм, подготовка пресса, цветобалансировка), что делает дороже печать маленьких тиражей и невозможность выполнения срочных заказов (например, за час). Если вы допустили ошибку, исправить ее на части тиража не удастся. Недостатком офсетной печати является возможное возникновение зернистости в сплошных заливках. Кроме того, по сравнению, например, с шелкографическим методом печати, офсет не дает такую яркость цвета.
При изготовлении макета желательно придерживаться точных размеров кратных формату бумаги, используемой в полиграфии для листовых машин:
Послеобрезные форматы:
А2 (1/2 70х100) = 420х600 мм
А3 (1/4 70х100) = 297х420 мм
А4 (1/8 70х100) = 210х297 мм
А5 (1/16 70х100 )= 148х210 мм
А6 (1/32 70х100) = 106х148 мм
1/3 от А4 (210х100 мм)
В условиях разнообразия офсетных печатных красок, различных по своим свойствам и назначению, выбор красок, обеспечивающих в конкретных производственных условиях стабильно высокие результаты печати, оказывается достаточно сложной задачей. Все офсетные печатные краски, независимо от их качества и известности торговой марки, можно условно разделить на следующие группы:
В зависимости от типа печатного оборудования:
для листовой печати;
для рулонной печати;
для рулонной печати с сушкой (HeatSet);
для рулонной печати без сушки (ColdSet).
В зависимости от системы увлажнения:
для печати с увлажнением;
для спиртового увлажнения;
для бесспиртового увлажнения;
универсальные;
для печати без увлажнения.
В зависимости от оптических характеристик:
цветные;
триадных цветов;
нетриадных цветов;
черные;
белила;
металлизированные;
перламутровые;
флюоресцентные.
В зависимости от способа закрепления:
закрепляющиеся в результате впитывания;
закрепляющиеся в результате окисления;
полимеризующиеся под действием УФ-излучения;
комбинированного закрепления.
Если оригинал содержит специальные «фирменные» цвета (например, в названии фирмы, ее логотипе, рекламе и т. п.), которые не удается подобрать по шкалам цветового охвата для используемой триады, то используют дополнительные смесевые краски, например Pantone. Очень часто смесевые краски применяются при печати этикеток и упаковки. При изготовлении смесевых красок необходимо учитывать, что краски различных цветов имеют разную светостойкость, поэтому светостойкость составной краски будет соответствовать наименьшему значению для смешиваемых красок. Не стоит судить о цвете печатной краски по тому, как она смотрится в банке. Прозрачная краска в банке выглядит темнее, чем на самом деле, и представление о ее истинном цвете может дать только контрольный оттиск, полученный на машине или на пробопечатном станке.
При работе с металлизированными красками одной из основных проблем является потеря пигментом блеска. Опыт показывает, что при работе с металлизированными красками тиражестойкость печатных форм ниже, а расход красок выше, чем при печати триадными красками, что увеличивает затраты на печать тиража.
Флуоресцентные краски обеспечивают получение эффекта свечения, благодаря включению в их состав частиц люминофоров – веществ, способных люминесцировать (светиться). Люминофоры поглощают ультрафиолетовые лучи из невидимой области спектра или видимый свет и излучают свечение в определенной части видимой области спектра, благодаря чему достигается эффект свечения красочного слоя. Флуоресцентные краски стали очень популярными в последние несколько лет. Они используются при изготовлении афиш, различной рекламной продукции, а также в картографии. Эти краски могут также применяться при печати продукции, которая нуждается в защите от подделок и фальсификации. Цвет флуоресценции может быть подобран для любой части видимой области спектра. В цветовых справочниках Pantone представлены цвета флуоресцентных красок от Pantone 801 до Pantone 807. С точки зрения технологии процесс печати флуоресцентными красками не отличается от печати традиционными офсетными красками. Для получения более качественных оттисков предпочтительнее печатать с металлических форм. Наилучшего эффекта удается добиться при нанесении на оттиск толстого слоя краски. Для повышения толщины красочного слоя можно использовать печать в несколько прогонов. При печати необходимо избегать использования тонированной или цветной бумаги. Максимальный зрительный эффект флуоресценции дают яркие цветные плашки на черном фоне, а печати полутонов и мелких штриховых работ на белом фоне лучше избегать. Идеальной для печати флуоресцентными красками является немелованная бумага с хорошей впитывающей способностью. Для дополнительного повышения прочности оттиска к истиранию рекомендуется лакировать изображение. По своей природе флуоресцентные краски не являются устойчивыми к высоким температурам, поэтому не стоит использовать данные краски в тех случаях, когда послепечатная обработка предусматривает нагрев отпечатка.
В последнее время краски УФ-отверждения широко используются в упаковочном и этикеточном производстве, поскольку благодаря очень малому времени закрепления они позволяют производить отделочные операции непосредственно после печати. Кроме того, УФ-краски имеют высокий глянец, высокую интенсивность и хорошую прочность к истиранию.
В зависимости от типа печатного оборудования:
для листовой печати;
для рулонной печати;
для рулонной печати с сушкой (HeatSet);
для рулонной печати без сушки (ColdSet).
В зависимости от системы увлажнения:
для печати с увлажнением;
для спиртового увлажнения;
для бесспиртового увлажнения;
универсальные;
для печати без увлажнения.
В зависимости от оптических характеристик:
цветные;
триадных цветов;
нетриадных цветов;
черные;
белила;
металлизированные;
перламутровые;
флюоресцентные.
В зависимости от способа закрепления:
закрепляющиеся в результате впитывания;
закрепляющиеся в результате окисления;
полимеризующиеся под действием УФ-излучения;
комбинированного закрепления.
Если оригинал содержит специальные «фирменные» цвета (например, в названии фирмы, ее логотипе, рекламе и т. п.), которые не удается подобрать по шкалам цветового охвата для используемой триады, то используют дополнительные смесевые краски, например Pantone. Очень часто смесевые краски применяются при печати этикеток и упаковки. При изготовлении смесевых красок необходимо учитывать, что краски различных цветов имеют разную светостойкость, поэтому светостойкость составной краски будет соответствовать наименьшему значению для смешиваемых красок. Не стоит судить о цвете печатной краски по тому, как она смотрится в банке. Прозрачная краска в банке выглядит темнее, чем на самом деле, и представление о ее истинном цвете может дать только контрольный оттиск, полученный на машине или на пробопечатном станке.
При работе с металлизированными красками одной из основных проблем является потеря пигментом блеска. Опыт показывает, что при работе с металлизированными красками тиражестойкость печатных форм ниже, а расход красок выше, чем при печати триадными красками, что увеличивает затраты на печать тиража.
Флуоресцентные краски обеспечивают получение эффекта свечения, благодаря включению в их состав частиц люминофоров – веществ, способных люминесцировать (светиться). Люминофоры поглощают ультрафиолетовые лучи из невидимой области спектра или видимый свет и излучают свечение в определенной части видимой области спектра, благодаря чему достигается эффект свечения красочного слоя. Флуоресцентные краски стали очень популярными в последние несколько лет. Они используются при изготовлении афиш, различной рекламной продукции, а также в картографии. Эти краски могут также применяться при печати продукции, которая нуждается в защите от подделок и фальсификации. Цвет флуоресценции может быть подобран для любой части видимой области спектра. В цветовых справочниках Pantone представлены цвета флуоресцентных красок от Pantone 801 до Pantone 807. С точки зрения технологии процесс печати флуоресцентными красками не отличается от печати традиционными офсетными красками. Для получения более качественных оттисков предпочтительнее печатать с металлических форм. Наилучшего эффекта удается добиться при нанесении на оттиск толстого слоя краски. Для повышения толщины красочного слоя можно использовать печать в несколько прогонов. При печати необходимо избегать использования тонированной или цветной бумаги. Максимальный зрительный эффект флуоресценции дают яркие цветные плашки на черном фоне, а печати полутонов и мелких штриховых работ на белом фоне лучше избегать. Идеальной для печати флуоресцентными красками является немелованная бумага с хорошей впитывающей способностью. Для дополнительного повышения прочности оттиска к истиранию рекомендуется лакировать изображение. По своей природе флуоресцентные краски не являются устойчивыми к высоким температурам, поэтому не стоит использовать данные краски в тех случаях, когда послепечатная обработка предусматривает нагрев отпечатка.
В последнее время краски УФ-отверждения широко используются в упаковочном и этикеточном производстве, поскольку благодаря очень малому времени закрепления они позволяют производить отделочные операции непосредственно после печати. Кроме того, УФ-краски имеют высокий глянец, высокую интенсивность и хорошую прочность к истиранию.
Флексография — это разновидность высокой печати (печатающие элементы расположены выше пробельных), использующая гибкие резиновые или фотополимерные печатные формы, с которых низковязкая краска оттискивается непосредственно на запечатываемую поверхность. Область применения флексографии в настоящее время весьма широка. Более 20% общего объема печати на гибких упаковочных материалах выполняется способом флексографской печати, и этот объем ежегодно увеличивается. Флексографские машины изначально разрабатывались для печати на упаковочных материалах и практически не имеют ограничений по типу запечатываемого материала. Как правило, материал выбирается исходя только из технологического процесса, который необходим для создания упаковки или иной продукции. Возможно использование бумаги, любого вида картона (мелованный, со специальным покрытием, ламинированный и т.д.), самоклеющихся материалах, металлической фольге, пленочных полимерных материалов любого типа и толщины (современные производители используют специальные средства для печати на ультратонких, чувствительных к нагреву пленках, как, например уникальная система 'холодное зеркало'). Эластичность печатных форм при флексопечати позволяет переносить изображения на поверхности нестандартной формы, например, глиняные чашки, алюминиевые банки или гофрированный картон. Кроме того, возможно печатать на нестандартных материалах с грубой фактурой, таких, как, например ткань.
Начиная с 1984 г. флексографию начали использовать для выпуска газет полиграфисты США, Японии, Италии и др. Этот способ печати дал возможность печатать на высоких скоростях без использования противозагрязнительных устройств (эластичная форма не только переносит краску, но и работает как декель). К тому же в зоне печатного контакта возникает низкое давление, что, в свою очередь, повышает тиражестойкость форм.
При флексографической печати возможно использование бумаги 40–45 г/м. кв., а также красок на водяной основе, это соответсвтенно удешевляет производство продукции, а также не влияет на окружающую среду.
Кроме всех особенностей флексографской печати для нее характерна повторяемость тиражей и необходимость точного повторного воспроизведения ранее отпечатанных тиражей независимо от изменения запечатываемых материалов и печатных красок. Это, в свою очередь, накладывает на производителя печатной продукции обязательства по жесткому контролю качества. Основными факторами, влияющими на качество печатной продукции, являются резкостные характеристики, тоновоспроизведение, цветовоспроизведение. В силу конструктивных особенностей построения печатных секций флексографских печатных машин в печатной паре (печатный + формный цилиндры) отсутствует элемент, перераспределяющий давление. Флексографская печатная форма, как упоминалось выше, используется в дополнение к своим основным функциям и как декель. Соответственно в совокупности с ее упругими свойствами это приводит к неизбежному растискиванию растровых элементов в процессе печати, величина которого больше чем в других способах печати. Абсолютное растискивание растровых элементов может достигать 30% в полутонах. По сравнению с офсетной печатью хуже передает мелкие детали изображения. На формирование градационной характеристики в флексографском печатном процессе оказывает влияние целый ряд факторов: параметры печатной формы (тип формного материала, толщина, жесткость); крепление печатных форм на формные валы печатной машины с помощью двухсторонней липкой демпфирующей ленты дополнительно усредняющей давление в печатной паре; характеристики печатного процесса (давление, скорость, t° C сушки и т. д.); характеристики анилоксового вала (передаваемое количество краски); физико-химические и технологические свойства печатных красок; тип и свойства запечатываемого материала (адгезионно-когезионное взаимодействие с печатной краской, активация поверхности для полимерных пленок и проч.).
Начиная с 1984 г. флексографию начали использовать для выпуска газет полиграфисты США, Японии, Италии и др. Этот способ печати дал возможность печатать на высоких скоростях без использования противозагрязнительных устройств (эластичная форма не только переносит краску, но и работает как декель). К тому же в зоне печатного контакта возникает низкое давление, что, в свою очередь, повышает тиражестойкость форм.
При флексографической печати возможно использование бумаги 40–45 г/м. кв., а также красок на водяной основе, это соответсвтенно удешевляет производство продукции, а также не влияет на окружающую среду.
Кроме всех особенностей флексографской печати для нее характерна повторяемость тиражей и необходимость точного повторного воспроизведения ранее отпечатанных тиражей независимо от изменения запечатываемых материалов и печатных красок. Это, в свою очередь, накладывает на производителя печатной продукции обязательства по жесткому контролю качества. Основными факторами, влияющими на качество печатной продукции, являются резкостные характеристики, тоновоспроизведение, цветовоспроизведение. В силу конструктивных особенностей построения печатных секций флексографских печатных машин в печатной паре (печатный + формный цилиндры) отсутствует элемент, перераспределяющий давление. Флексографская печатная форма, как упоминалось выше, используется в дополнение к своим основным функциям и как декель. Соответственно в совокупности с ее упругими свойствами это приводит к неизбежному растискиванию растровых элементов в процессе печати, величина которого больше чем в других способах печати. Абсолютное растискивание растровых элементов может достигать 30% в полутонах. По сравнению с офсетной печатью хуже передает мелкие детали изображения. На формирование градационной характеристики в флексографском печатном процессе оказывает влияние целый ряд факторов: параметры печатной формы (тип формного материала, толщина, жесткость); крепление печатных форм на формные валы печатной машины с помощью двухсторонней липкой демпфирующей ленты дополнительно усредняющей давление в печатной паре; характеристики печатного процесса (давление, скорость, t° C сушки и т. д.); характеристики анилоксового вала (передаваемое количество краски); физико-химические и технологические свойства печатных красок; тип и свойства запечатываемого материала (адгезионно-когезионное взаимодействие с печатной краской, активация поверхности для полимерных пленок и проч.).
Шелкография — это изобретение древних китайцев. Принцип похож на предыдущие методы. Берется "сито" (в древнем Китае — шелк). Чем меньше в нем дырочек-ячеек, тем больше разрешение, тем более мелкие детали могут быть четко изображены. Далее "сито"покрывается светочувствительным составом и засвечивается через пленку с оригинал-макетом. Засвеченный состав — закрепляется, под "черным" изображением — нет. В этих местах он смывается, допуская прохождение краски сквозь сетку. Затем натянутая сетка накладывается на декорируемый предмет. Она проникает сквозь незакрытые дырочки, оставляя четкое изображение на поверхности предмета. Шелкография в силу насыщенности и яркости красок очень хороша при производстве рекламно-сувенирной продукции. А также потому, что другим способом малую серию, например, полиэтиленовых пакетов просто не напечатаешь. Правда работа с полиэтиленом имеет ряд особенностей. Пакеты необходимо подвергнуть активации, иначе краска на них не закрепится. Шелкография незаменима при декорировании футболок, бейсболок, бумаги, полиэтиленовых пакетов малыми тиражами, папок, визиток и мн. др.
Слой краски дает физически ощутимую рельефность изображения (варьирование толщины красочного слоя от 6 до 100 мкм). Разрешающая способность (способность передавать мелкие детали) данного способа невелика и ограничена размерами ячеек сетки, а также плотностью их расположения. При этом способе печати возможно получение самых ярких и броских изображений, с максимальной эффективностью могут использоваться металлизированные, высоко кроющие, полупрозрачные, флуоресцентные и многие другие типы красок.
Неограниченная возможность прямой печати на самом широком спектре материалов используемых при изготовлении рекламы — от ультратонких и гибких до сверхжестких и толстых, таких как, бумага, картон, гофрокартон, пенокартон, самоклеющиеся, перфорированные и световозвращающие пленки, различные пластики, банерный винил, металл, дерево, стекло и на многих других. Причем эти материалы в большинстве случаев не требуют для качественной печати, каких-либо специальных покрытий и специальной подготовки поверхности.
Трафаретная печать обеспечивает высокую устойчивость не только под воздействием солнца, но также снега, дождя, ветра и перепада температур. В большинстве случаев трафаретные оттиски в отличие от изображений, полученных другими способами печати не требуют ламинации или каких-то других способов защиты. Шелкотрафаретная печать на таких материалах как пластик, банерный винил, дерево, стекло или металл позволяет получить экономичную и максимально долговечную рекламу для наружного применения.
Трафаретные машины используются для печати многосегментных, плакатов для билбордов (рекламных щитов) размером 3х6 м, 3х12 м. В качестве запечатываемых материалов используется афишная бумага или самоклеющаяся пленка.
Для изготовления текстильных флагов, баннеров и зонтов на трафаретных машинах сначала выполняется растровая или многокрасочная печать изображений на трансферной бумаге, а затем выполняется перевод изображения на полиэфирную ткань. Другим популярным и долговечным материалом для изготовления баннеров, рекламных зонтов и флагов малого формата является баннерный винил. Листы баннерного винила с высоким качеством, напрямую запечатываются на трафаретных машинах. Самоклеющиеся пленки, запечатанные трафаретной печатью, используются для рекламного оформления бортов грузовиков, автобусов, троллейбусов, электропоездов, служебных легковых автомобилей. Трафаретная печать обеспечивает высокую стойкость красочного изображения в жестких дорожных условиях. Трафаретная печать также используется для печати на тентах грузовиков.
Существенным недостатком красок для трафаретной печати является токсичность растворителей и их пожароопасность.
По сравнению с классическими способами печати, возможности которых ограничены в выборе запечатываемых материалов и толщины красочного слоя, трафаретная печать обладает рядом преимуществ. Прежде всего, это почти неограниченные возможности выбора материалов и поверхностей, широкий интервал толщины красочного слоя и большой диапазон форматов запечатываемых изделий. Кроме того, существуют специальные виды красок: полупрозрачные/кроющие, глянцевые/матовые, токопроводящие, токоизолирующие, стираемые (для лотерейных билетов), лаки (защитные и для создания глянцевого/матового эффекта).
Слой краски дает физически ощутимую рельефность изображения (варьирование толщины красочного слоя от 6 до 100 мкм). Разрешающая способность (способность передавать мелкие детали) данного способа невелика и ограничена размерами ячеек сетки, а также плотностью их расположения. При этом способе печати возможно получение самых ярких и броских изображений, с максимальной эффективностью могут использоваться металлизированные, высоко кроющие, полупрозрачные, флуоресцентные и многие другие типы красок.
Неограниченная возможность прямой печати на самом широком спектре материалов используемых при изготовлении рекламы — от ультратонких и гибких до сверхжестких и толстых, таких как, бумага, картон, гофрокартон, пенокартон, самоклеющиеся, перфорированные и световозвращающие пленки, различные пластики, банерный винил, металл, дерево, стекло и на многих других. Причем эти материалы в большинстве случаев не требуют для качественной печати, каких-либо специальных покрытий и специальной подготовки поверхности.
Трафаретная печать обеспечивает высокую устойчивость не только под воздействием солнца, но также снега, дождя, ветра и перепада температур. В большинстве случаев трафаретные оттиски в отличие от изображений, полученных другими способами печати не требуют ламинации или каких-то других способов защиты. Шелкотрафаретная печать на таких материалах как пластик, банерный винил, дерево, стекло или металл позволяет получить экономичную и максимально долговечную рекламу для наружного применения.
Трафаретные машины используются для печати многосегментных, плакатов для билбордов (рекламных щитов) размером 3х6 м, 3х12 м. В качестве запечатываемых материалов используется афишная бумага или самоклеющаяся пленка.
Для изготовления текстильных флагов, баннеров и зонтов на трафаретных машинах сначала выполняется растровая или многокрасочная печать изображений на трансферной бумаге, а затем выполняется перевод изображения на полиэфирную ткань. Другим популярным и долговечным материалом для изготовления баннеров, рекламных зонтов и флагов малого формата является баннерный винил. Листы баннерного винила с высоким качеством, напрямую запечатываются на трафаретных машинах. Самоклеющиеся пленки, запечатанные трафаретной печатью, используются для рекламного оформления бортов грузовиков, автобусов, троллейбусов, электропоездов, служебных легковых автомобилей. Трафаретная печать обеспечивает высокую стойкость красочного изображения в жестких дорожных условиях. Трафаретная печать также используется для печати на тентах грузовиков.
Существенным недостатком красок для трафаретной печати является токсичность растворителей и их пожароопасность.
По сравнению с классическими способами печати, возможности которых ограничены в выборе запечатываемых материалов и толщины красочного слоя, трафаретная печать обладает рядом преимуществ. Прежде всего, это почти неограниченные возможности выбора материалов и поверхностей, широкий интервал толщины красочного слоя и большой диапазон форматов запечатываемых изделий. Кроме того, существуют специальные виды красок: полупрозрачные/кроющие, глянцевые/матовые, токопроводящие, токоизолирующие, стираемые (для лотерейных билетов), лаки (защитные и для создания глянцевого/матового эффекта).
Тампонная печать — разновидность глубокой непрямой (косвенной) печати. Сначала изготавливается клише. Его делают с помощью фотополимеров. Пленку с негативным изображением накладывают на фотополимер в засветной камере. Затем все это вакуумно прижимают, чтобы не дать сдвинуться форме и пленке во время засветки. И клише практически готово. Форма закрепляется в красочной ванне тампонной машины. На некотором расстоянии устанавливается предмет, предназначенный для запечатки: ручка, зажигалка, брелок, пепельница и т.д. Чтобы он не двигался, изготавливают, обычно из гипса, подставку с углублением, повторяющим очертание предмета. Далее, ракельный нож, накатывает на печатную форму краску, а при обратном ходе убирает ее излишки с поверхности формы. В вытравленном изображении краска остается. Сверху опускается тампон — силиконовая резина различных форм. Он принимает на себя краску из углубления в печатной форме, т.е. изображение переходит на тампон. Затем тампон поднимается и движется к декорируемому предмету (в этот же ход ракель снова накатывает краску на опустевшую печатную форму) и опускается на него, перенося тем самым изображение на предмет. За счет своей эластичности тампон может работать с поверхностями различных форм. Хороший тампон целиком забирает краску с формы и так же целиком отдает ее декорируемому предмету. После этого тампон поднимается, возвращается в исходное положение и вновь опускается на форму. Запечатанный предмет убирают с гипсового ложа и кладут чистый. Цикл повторяется.
Недостаток тампонной печати — возможность нанесения на относительно небольшую площадь (максимум 9х9 см). Если же есть необходимость декорирования большей пощади, то здесь подойдет технология шелкографии, деколи или матирования (если поверхность стеклянная).
Метод тампонной печати является основным при декорировании различной сувенирной продукции. Эластичность тампона позволяет наносить фирменную символику практически на любые поверхности. Она широко используется в автомобилестроении, радиоэлектронике, легкой промышленности и т. д. —- везде, где нужно нанести изображение на не плоскую поверхность. Вид печатных работ: представительская и сувенирная продукция; электронное машиностроение (клавиатуры, корпуса бытовой техники); упаковка; медицина (ампулы, таблетки); керамическая и стеклянная посуда; изделия легкой промышленности и т. д.
Поверхности изделия могут иметь любые, даже самые экзотические рельефы, быть как впитывающими, так и невпитывающими. При этом в качестве материалов могут выступать различные пластмассы, покрытые красками, грунтами, эмалями или лаками, металлы и их сплавы, стекло, керамика, резина, кожа, древесина. Качественное нанесение изображений реализуется за счет правильного согласования формы и формата сюжета с конфигурацией запечатываемого предмета, его материалом, типом краски и твердостью тампона.
Технология и материалы налагают определенные ограничения на многоцветную печать. Не допускается печать по незакрепившейся краске, а наложение следующей краски возможно только после полного высыхания предыдущей. Однако это не исключает получение многоцветного изображения без наложения красок. Существуют специальные краски, стойкие к растворителям и агрессивным химическим средам, спирту, бензину, механическим воздействиям.
Ассортимент красок обычно включает 40 и более оттенков желтого, красного, синего, зеленого, коричневого тонов, а также черный, белый, золото, серебро. Многие фирмы советуют заказывать стартовый комплект базовых цветов из наиболее популярных красок, смешением которых по специальной рецептуре можно получить большую гамму известных цветов. Как правило, краски для тампонной печати имеют высокую вязкость (поэтому использование дополнительных химических средств неизбежно) и очень требовательны к соблюдению всех технологических норм.
Запечатываемый материал: акрилонитрил-бутадиенстирольный (АБС) — пластик, акриловое стекло, ацетат целлюлозы, дюропласт, стекло/керамика, металл, полиэстр, лакированные поверхности, подготовленные полиолефины (ПЭ, ПП), бумага или картон, дерево, полиамид, поликарбонат, полистирол, ПВХ, полиуретан, полиацетат.
Недостаток тампонной печати — возможность нанесения на относительно небольшую площадь (максимум 9х9 см). Если же есть необходимость декорирования большей пощади, то здесь подойдет технология шелкографии, деколи или матирования (если поверхность стеклянная).
Метод тампонной печати является основным при декорировании различной сувенирной продукции. Эластичность тампона позволяет наносить фирменную символику практически на любые поверхности. Она широко используется в автомобилестроении, радиоэлектронике, легкой промышленности и т. д. —- везде, где нужно нанести изображение на не плоскую поверхность. Вид печатных работ: представительская и сувенирная продукция; электронное машиностроение (клавиатуры, корпуса бытовой техники); упаковка; медицина (ампулы, таблетки); керамическая и стеклянная посуда; изделия легкой промышленности и т. д.
Поверхности изделия могут иметь любые, даже самые экзотические рельефы, быть как впитывающими, так и невпитывающими. При этом в качестве материалов могут выступать различные пластмассы, покрытые красками, грунтами, эмалями или лаками, металлы и их сплавы, стекло, керамика, резина, кожа, древесина. Качественное нанесение изображений реализуется за счет правильного согласования формы и формата сюжета с конфигурацией запечатываемого предмета, его материалом, типом краски и твердостью тампона.
Технология и материалы налагают определенные ограничения на многоцветную печать. Не допускается печать по незакрепившейся краске, а наложение следующей краски возможно только после полного высыхания предыдущей. Однако это не исключает получение многоцветного изображения без наложения красок. Существуют специальные краски, стойкие к растворителям и агрессивным химическим средам, спирту, бензину, механическим воздействиям.
Ассортимент красок обычно включает 40 и более оттенков желтого, красного, синего, зеленого, коричневого тонов, а также черный, белый, золото, серебро. Многие фирмы советуют заказывать стартовый комплект базовых цветов из наиболее популярных красок, смешением которых по специальной рецептуре можно получить большую гамму известных цветов. Как правило, краски для тампонной печати имеют высокую вязкость (поэтому использование дополнительных химических средств неизбежно) и очень требовательны к соблюдению всех технологических норм.
Запечатываемый материал: акрилонитрил-бутадиенстирольный (АБС) — пластик, акриловое стекло, ацетат целлюлозы, дюропласт, стекло/керамика, металл, полиэстр, лакированные поверхности, подготовленные полиолефины (ПЭ, ПП), бумага или картон, дерево, полиамид, поликарбонат, полистирол, ПВХ, полиуретан, полиацетат.
Способ печати основаный частично на офсетном принципе (изображение переносится через промежуточны офсетный цилиндр), а частично — на трафаретном способе (краска на офсетный цилиндр попадает через отверстия сетки). Основное преимущество данного способа печати — оперативность и низкая себестоимость малых тиражей. Этим способом могут печататься книги (от 1 до нескольких тысячь), "местные" небольшие газеты, любая одно-двуцветная листовая продукция (листовки, бланки, т.д.). Разрешающая способность дупликатора при использовании встроенного сканера или печати непосредственно с компьютера через интерфейс составляет до 600 dpi (печатных точек на дюйм). Скорость печати — до 120 копий в минуту. Дупликатор одинаково хорошо работает на любых бумагах — от газетной до картона. Себестоимость копии на дупликаторе, в отличие от фотокопировального аппарата или принтера, с увеличением тиража уменьшается. При печати на дупликаторе целесообразно использовать компьютерный интерфейс. При этом качество получаемых копий несколько выше, чем с бумажного оригинала. Расходные материалы нетоксичны, в процессе печати дупликатор не выделяет вредных для человека или окружающей среды веществ. Особым критерием бумаг для печати на дупликаторов является их впитывающая способность красок, которая существенно различается у разных бумаг. Обычно, на мелованных бумагах краска, которая используется в дупликаторе, не высыхает. Поэтому на дупликаторе нельзя использовать: бумаги с металлическим напылением; бумаги с пигментированным лакированием; бумаги со значительно уплотненными поверхностями (прозрачные бумаги); бумаги с волокнистым синтетическим слоем (в том числе и мелованные); мелованные и немелованные пленки; полимерные материалы. При работе на дупликаторе необходимо использовать только впитывающую бумагу, плотности от 35 до 210 г/м кв. Д
упликатор занял пустующую до сих пор нишу между ксероксами и офсетными машинами.
Основными достоинствами дупликатора являются:
упликатор занял пустующую до сих пор нишу между ксероксами и офсетными машинами.
Основными достоинствами дупликатора являются:
- Возможность использования бумаги низкого качества, которая в 4-е раза дешевле, чем бумага используемая на копировальном аппарате.
- Простота в обращении, как с копировальным аппаратом.
- Возможность подключения к компьютеру , что повышает качество печати.
- Имеет гораздо больший ресурс, чем копировальный аппарат (от 5 до 8 миллионов копий без кап. ремонта)
- Обслуживание дупликатора гораздо проще, а значит и дешевле, чем копира.
К недостаткам можно отнести низкое выходное разрешение печати и невозможность печати полноцветных изображений.
Технология струйной печати впервые была реализована компанией Hewllet Packard в 1993 году. Целью было получить недорогое печатающее устройство, которое наносит капельки чернил непосредственно на документ (будь то бумага или пленка) совершенно бесшумно, и при этом единственным расходным материалом являются чернила. Эта технология печати основана на набрызгивании специальных красок на запечатываемую поверхность из отверстий очень маленького диаметра. Такой способ используется в струйных принтерах, плоттерах. Используется для производства маркировки на мягких упаковках, а также получения читабельных надписей на поверхностях с грубой текстурой. В настоящее время все наиболее крупные производители струйных принтеров в мире — Hewlett-Packard Co., Canon Inc., Lexmark International, Inc., Xerox, Olivetti, (за исплючением Seiko Epson Corp.) используют так называемую термоструйную технологию печати. Принцип струйной печати состоит в том, что на нагреватель (резистор) печатающий головки расположен в нижней части чернильного канала, около сопла (дюзы), подается короткий импульс напряжения. При этом резисторы нагреваются до 400-600 0С, что вызывает быстрый нагрев чернил до температуры кипения. Этот переход из жидкости в пар вызывает расширение объема чернил, заставляя тем самым каплю чернил вырываться из сопла печатающей головки. Этот процесс повторяется тысячи раз в секунду.
Основное преимущество струйной технологии — в высоком качестве печати при минимальных затратах.Струйные печатающие головки имеют малую массу, поэтому по сравнению с матричными принтерами для их перемещения вдоль листа бумаги с требуемым ускорением нужны менее мощные приводы. Однако по сравнению с другими печатающими устройствами, струйные имеют ряд недостатков. Так, например, до сих пор не удалось изобрести чернила, которые обеспечивали бы независимость качества печати от вида бумаги, такое же как у LED-принтеров. Использование пористой, рыхлой бумаги приводит к расплыванию чернил, в результате чего линии и контуры теряют четкость, хотя на качественной бумаге результат превосходит ожидание. Кроме того, неоднородность размеров сопел и, соответственно, размеров и скорости капелек чернил, вылетающих из них .может привести к появлению заметных на глаз полосок. Они заметны при выводе достаточно бледных участков изображений. Еще один эффект, который может снизить качество печати — это появление капелек — "спутников", которые случайно отклонились от требуемой траектории и не попали в нужное место на бумаге. Впрочем аналогичный эффект, хотя и вызванный другой причиной, наблюдается у LED-принтеров и плоттеров. Превосходство же струйной печати над LED-технологией особенно заметно при сравнении устройств для цветной печати — стоимость цветного отпечатка, полученного на струйном принтере существенно ниже, чем на цветном LED-принтере, а качество — практически одинаковое. Цена же струйных принтеров и плоттеров в несколько раз меньше аналогичных LED-устройств.
Широкоформатная струйная печать — не только помощник инженеров, проектировщиков, архитекторов. Она — инструмент производства полноцветной высококачественной рекламной продукции. Высокое разрешение печати, оперативность вывода изображения и умеренные затраты при печати малых тиражей привели к расцвету струйной технологии. Свидетельством тому — постоянный рост числа пользователей, стремление производителей оборудования и расходных материалов к усовершенствованиям, поиску новых решений.Специфические особенности используемых в струйной печати чернил предъявляют особые требования к материалам-носителям. Струйная технология призвана решать самые разнообразные задачи и, соответственно, предполагает использование материалов разного внешнего вида, свойств и возможностей воспроизведения изображения.
Чернилам, основным компонентом которых является вода и лишь незначительную долю составляют растворители, удерживаются на различных типах поверхностей, благодаря специальному рецепторному покрытию. Основная функция покрытий — создание такой поверхности, которая удерживает чернила и позволяет использовать одну и ту же технологию для печати на столь разных материалах, как гигроскопичные бумаги и непроницаемые полимеры. Поверхность большинства бумаг достаточно пориста, благодаря чему бумага поглощает чернила, а те, соответственно, проникают в бумагу. Это дает два эффекта: чернила быстро высыхают, и опасность размазывания при соприкосновении с соседними поверхностями уменьшается; после полного высыхания чернила остаются как под поверхностью бумаги, так и над ней. Но специализированные покрытия наносят и на бумагу: в этом случае достигается лучшая цветопередача, четкость и равнотолщинность линий.Требования к покрытиям:
Основное преимущество струйной технологии — в высоком качестве печати при минимальных затратах.Струйные печатающие головки имеют малую массу, поэтому по сравнению с матричными принтерами для их перемещения вдоль листа бумаги с требуемым ускорением нужны менее мощные приводы. Однако по сравнению с другими печатающими устройствами, струйные имеют ряд недостатков. Так, например, до сих пор не удалось изобрести чернила, которые обеспечивали бы независимость качества печати от вида бумаги, такое же как у LED-принтеров. Использование пористой, рыхлой бумаги приводит к расплыванию чернил, в результате чего линии и контуры теряют четкость, хотя на качественной бумаге результат превосходит ожидание. Кроме того, неоднородность размеров сопел и, соответственно, размеров и скорости капелек чернил, вылетающих из них .может привести к появлению заметных на глаз полосок. Они заметны при выводе достаточно бледных участков изображений. Еще один эффект, который может снизить качество печати — это появление капелек — "спутников", которые случайно отклонились от требуемой траектории и не попали в нужное место на бумаге. Впрочем аналогичный эффект, хотя и вызванный другой причиной, наблюдается у LED-принтеров и плоттеров. Превосходство же струйной печати над LED-технологией особенно заметно при сравнении устройств для цветной печати — стоимость цветного отпечатка, полученного на струйном принтере существенно ниже, чем на цветном LED-принтере, а качество — практически одинаковое. Цена же струйных принтеров и плоттеров в несколько раз меньше аналогичных LED-устройств.
Широкоформатная струйная печать — не только помощник инженеров, проектировщиков, архитекторов. Она — инструмент производства полноцветной высококачественной рекламной продукции. Высокое разрешение печати, оперативность вывода изображения и умеренные затраты при печати малых тиражей привели к расцвету струйной технологии. Свидетельством тому — постоянный рост числа пользователей, стремление производителей оборудования и расходных материалов к усовершенствованиям, поиску новых решений.Специфические особенности используемых в струйной печати чернил предъявляют особые требования к материалам-носителям. Струйная технология призвана решать самые разнообразные задачи и, соответственно, предполагает использование материалов разного внешнего вида, свойств и возможностей воспроизведения изображения.
Чернилам, основным компонентом которых является вода и лишь незначительную долю составляют растворители, удерживаются на различных типах поверхностей, благодаря специальному рецепторному покрытию. Основная функция покрытий — создание такой поверхности, которая удерживает чернила и позволяет использовать одну и ту же технологию для печати на столь разных материалах, как гигроскопичные бумаги и непроницаемые полимеры. Поверхность большинства бумаг достаточно пориста, благодаря чему бумага поглощает чернила, а те, соответственно, проникают в бумагу. Это дает два эффекта: чернила быстро высыхают, и опасность размазывания при соприкосновении с соседними поверхностями уменьшается; после полного высыхания чернила остаются как под поверхностью бумаги, так и над ней. Но специализированные покрытия наносят и на бумагу: в этом случае достигается лучшая цветопередача, четкость и равнотолщинность линий.Требования к покрытиям:
- Совместимость с используемыми чернилами.
- Качественная цветопередача и цветовая насыщенность.
- Возможность печати с высоким разрешением.
- Быстрое высыхание чернил на поверхности.
- Минимальное впитывание влаги окружающей среды, отсутствие набухания.
При высоких требованиях к печати очень тонких линий материалы без покрытия не позволят достигнуть оптимального результата. В этих случаях рекомендуется использовать бумагу с покрытием для печати с высоким разрешением. Полученные при помощи струйной печати изображения отличаются растровостью, то есть состоят из точек, каждая из которых может иметь только один цвет – цвет используемых чернил. Например, для получения 256 оттенков серого на черно-белом устройстве вывода для каждой исходной точки требуется использовать миниатюрную матрицу из 16x16 элементов, каждый из которых может быть только белым или черным. Если элементы невелики, то для человеческого глаза они сливаются в одну точку. Закрашивая больше или меньше элементов, можно добиться ощущения появления оттенков серого на черно-белом изображении. Точно так же, смешивая точки различных цветов в одной матрице, можно получить различные их оттенки.
Трасфернафя печать или термоперенос — это технология используется при нанесении фирменной символики на изделия из ткани футболки, флаги, бейсболки, рубашки-поло, куртки, коврики для мыши и др. Трансферная печать является разновидностью трафаретной печати и обладает теми же преимуществами и недостатками. Иногда прямая печать на готовых изделиях или полуфабрикатах бывает затруднительна. Этот способ наряду с получившей в последнее время широкое распространение декалькоманией, предполагает перенос краски на изделие через промежуточный носитель, в роли которого выступает бумага. Сначала на трансферную бумагу или пленку делается отпечаток на копире или принтере, причем в зеркальном отображении. Затем лист кладется изображением вниз на ткань и с помощью термопресса картинка переносится на текстильную основу. Нанесенные таким образом изображения остаются на ткани в виде красочной и прочной картинки, устойчивой к длительной носке и стиркам. В тех случаях, когда картинка должна быть нанесена на темные или цветные ткани, изображение вначале наносится на промежуточную подложку белого цвета, которая затем приваривается к ткани аналогичным образом.
Технология трансферной печати по текстилю предусматривает печать изображения на специальной силиконизированной бумаге красками пластизолевыми или на водной основе. Непосредственно перенос осуществляется под действием температуры 160-180 °С. Изображения, полученные на тканном материале, обладают стойкостью к стирке, различным химическим средам (не очень агрессивным) и солнечному свету.
В некоторых случаях трансферная печать имеет значительные преимущества перед прямой:
1. Печать трансферов, т.е. изображений на бумаге для последующего переноса, не требует приобретения карусельных станков. Достаточно иметь традиционный плоскопечатный станок, что для многих означает применение для печати на тканях уже имеющегося оборудования.
2. В отличие от прямой печати в трансферной имеющееся оборудование не налагает ограничений по количеству цветов в изображении.
3. Трансферная печать имеет неоспоримые преимущества в точности совмещения цветов, а также при печати тонких линий и растра. Разрешение растровых изображений может значительно выше. Это связано с тем, что в отличие от ткани, бумага, на которой печатают трансферы, является гладкой и почти невпитывающей.
4. К экономической выгоде можно отнести тот факт, что в случае возникновения брака при печати будет испорчен лишь только лист бумаги, а не дорогостоящее текстильное изделие.
5. Трансферы, отпечатанные, как один тираж, можно затем переносить на различные изделия, например на футболки, бейсболки, куртки. При этом эти изделия могут быть изготовлены из разных тканей, как натуральных, так и синтетических.
Технология трансферной печати по текстилю предусматривает печать изображения на специальной силиконизированной бумаге красками пластизолевыми или на водной основе. Непосредственно перенос осуществляется под действием температуры 160-180 °С. Изображения, полученные на тканном материале, обладают стойкостью к стирке, различным химическим средам (не очень агрессивным) и солнечному свету.
В некоторых случаях трансферная печать имеет значительные преимущества перед прямой:
1. Печать трансферов, т.е. изображений на бумаге для последующего переноса, не требует приобретения карусельных станков. Достаточно иметь традиционный плоскопечатный станок, что для многих означает применение для печати на тканях уже имеющегося оборудования.
2. В отличие от прямой печати в трансферной имеющееся оборудование не налагает ограничений по количеству цветов в изображении.
3. Трансферная печать имеет неоспоримые преимущества в точности совмещения цветов, а также при печати тонких линий и растра. Разрешение растровых изображений может значительно выше. Это связано с тем, что в отличие от ткани, бумага, на которой печатают трансферы, является гладкой и почти невпитывающей.
4. К экономической выгоде можно отнести тот факт, что в случае возникновения брака при печати будет испорчен лишь только лист бумаги, а не дорогостоящее текстильное изделие.
5. Трансферы, отпечатанные, как один тираж, можно затем переносить на различные изделия, например на футболки, бейсболки, куртки. При этом эти изделия могут быть изготовлены из разных тканей, как натуральных, так и синтетических.
В отличие от термопластического, сублимация не предполагает переход всего красочного слоя с бумаги на ткань. В его основе лежит свойство некоторых красителей под воздействием температуры переходить в газообразное состояние (сублимировать). Печать производится на специальной бумаге. В процессе переноса под воздействием высокой температуры происходит диффузия красителей в структуру ткани. Молекулы красителя образуют химическую связь с определенными активными группами молекул волокна, поэтому данный способ применим только для синтетических или смесевых тканей. Красочный слой в традиционном его понимании отсутствует, следовательно при помощи данной технологии возможно получение изображения только на белой ткани. Краска с бумаги переносится на ткань при помощи термопресса. На его рабочую поверхность кладется изделие, на него — бумага, и все это прижимается нагревательным элементом. Под действием температуры краска проникает в верхние слои изделия и взрывается микропузырьками, прокрашивая волокна и структуру изделия в нужные цвета. В качестве подложки для печати следует использовать специальную сублимационную бумагу. Существует ошибочное мнение, для этих целей можно применять любую мелованную бумагу, но это не так. Использование обычной бумаги, не прошедшей специальной обработки, приводит к возникновению многочисленных проблем, как-то: неполный переход красителя на ткань или обсыпание краски с бумаги при резке. Технология окрашивания сублимационными красками известна мало, однако, имеет ряд важных преимуществ перед другими: краска хорошо ложится на любую, даже не очищенную поверхность, а с некоторых материалов, например пластиков, краску невозможно удалить без удаления части окрашенной поверхности. Высокая химическая, термо- и лучестойкость изображения.
Сублимационная печать используется главным образом для нанесения изображения на синтетические ткани (не менее 65% синтетики) в производстве спортивной одежды и флагов или на любые другие поверхности, предварительно обработанные специальным лаком. Термоперенос осуществляется при температуре 220 °С за время 30-40 с.
Печать сублимационными красителями по бумаге для последующего их переноса может осуществляться различными способами: офсетом, флексографией или на принтере, однако наибольшее распространение получила трафаретная печать. Это связано прежде всего с тем, что шелкография позволяет наносить наиболее толстый слой краски, следствием чего является высокая яркость и насыщенность цветов после переноса. Выбор трафаретной печати зачастую определяется также тем, что применяемое оборудование практически не накладывает ограничений на формат печати, что особенно важно при изготовлении флагов и одежды.
Тиражи сублимационных трансферов обычно составляют 50-1000 экз., а как известно, наиболее рентабельным способом печати таких тиражей является именно шелкография. Печать сублимационных трансферов можно производить на любых типах трафаретных станков: ручных, полуавтоматических, автоматических. Термоперенос требует применения прессов с равномерным распределением температуры и давления по площади плиты, так как в противном случае переход красителей будет неравномерным и изображение получил неодинаковую насыщенность в разных местах.
Гамма красителей состоит из десяти цветов, включая два флуоресцентных. Они смешиваются со связующим, при этом их концентрация составляет 3-20 % в зависимости от требуемой интенсивности цвета. В гамме имеются цвета, которые можно использовать в качестве триадных для полноцветной растровой печати, кроме того, все они могут смешиваться между собой для получения желаемого оттенка.
Сублимационная печать используется главным образом для нанесения изображения на синтетические ткани (не менее 65% синтетики) в производстве спортивной одежды и флагов или на любые другие поверхности, предварительно обработанные специальным лаком. Термоперенос осуществляется при температуре 220 °С за время 30-40 с.
Печать сублимационными красителями по бумаге для последующего их переноса может осуществляться различными способами: офсетом, флексографией или на принтере, однако наибольшее распространение получила трафаретная печать. Это связано прежде всего с тем, что шелкография позволяет наносить наиболее толстый слой краски, следствием чего является высокая яркость и насыщенность цветов после переноса. Выбор трафаретной печати зачастую определяется также тем, что применяемое оборудование практически не накладывает ограничений на формат печати, что особенно важно при изготовлении флагов и одежды.
Тиражи сублимационных трансферов обычно составляют 50-1000 экз., а как известно, наиболее рентабельным способом печати таких тиражей является именно шелкография. Печать сублимационных трансферов можно производить на любых типах трафаретных станков: ручных, полуавтоматических, автоматических. Термоперенос требует применения прессов с равномерным распределением температуры и давления по площади плиты, так как в противном случае переход красителей будет неравномерным и изображение получил неодинаковую насыщенность в разных местах.
Гамма красителей состоит из десяти цветов, включая два флуоресцентных. Они смешиваются со связующим, при этом их концентрация составляет 3-20 % в зависимости от требуемой интенсивности цвета. В гамме имеются цвета, которые можно использовать в качестве триадных для полноцветной растровой печати, кроме того, все они могут смешиваться между собой для получения желаемого оттенка.
Некоторые виды отделочных послепечатных работ
Еще в VI веке нашей эры тиснение книг с деревянных досок было известно в Китае, откуда
и получило широкое распространение (ксилография). В Европе тиснение впервые стало применяться
при изготовлении игральных карт. В XIII веке на деревянной доске вырезалось выпуклое изображение,
и этой доской делался оттиск на бумаге. Уже в эпоху Средневековья Иоганн Гуттенберг придумал
наборные литеры и, заменив непрочные деревянные литеры на металлические, с помощью простейшего
пресса стал печатать первые книги в Европе. В современной полиграфии тиснением называют создание изображения на бумаге, картоне, коже, пластике
и других переплетных материалах (ледерин, коленкор, бумвинил) давлением нагретым до определенной
температуры клише, с использованием фольги и краски, или без них. Виды тиснения можно классифицировать
по степени деформации материала. В настоящее время различают три основных вида тиснения: фольгой,
блинтом и конгрев. Каждый вид тиснения может применяться как самостоятельно, так и в сочетании друг
с другом. Тиснение применяется при печати на визитках, открытках, наклейках, этикетках, бланках, упаковке
(бумажной и картонной) и на многом другом. Также тиснение применяется для брэндирования сувенирной продукции:
ежедневники, еженедельники, планнинги, визитницы, портмоне и другие изделия из кожи и кожзама.
и получило широкое распространение (ксилография). В Европе тиснение впервые стало применяться
при изготовлении игральных карт. В XIII веке на деревянной доске вырезалось выпуклое изображение,
и этой доской делался оттиск на бумаге. Уже в эпоху Средневековья Иоганн Гуттенберг придумал
наборные литеры и, заменив непрочные деревянные литеры на металлические, с помощью простейшего
пресса стал печатать первые книги в Европе. В современной полиграфии тиснением называют создание изображения на бумаге, картоне, коже, пластике
и других переплетных материалах (ледерин, коленкор, бумвинил) давлением нагретым до определенной
температуры клише, с использованием фольги и краски, или без них. Виды тиснения можно классифицировать
по степени деформации материала. В настоящее время различают три основных вида тиснения: фольгой,
блинтом и конгрев. Каждый вид тиснения может применяться как самостоятельно, так и в сочетании друг
с другом. Тиснение применяется при печати на визитках, открытках, наклейках, этикетках, бланках, упаковке
(бумажной и картонной) и на многом другом. Также тиснение применяется для брэндирования сувенирной продукции:
ежедневники, еженедельники, планнинги, визитницы, портмоне и другие изделия из кожи и кожзама.
Позолотный пресс или пресс горячего тиснения — яркий представитель метода высокой печати. Клише для горячего тиснения делают с помощью фотополимеров. Пленку с негативным изображением накладывают на фотополимер в засветной камере. Затем все это вакуумно прижимают, чтобы не дать сдвинуться форме и пленке во время засветки. И клише практически готово. Далее готовое клише приклеивают основой к прогреваемой площадке, укрепленной на подвижном штоке пресса. Приклеивают на особый скотч, который хорошо проводит тепло. В итоге получается сильнопрогретое клише. В качестве краски при этом методе тиснении используется металлическая фольга. Существуют любые цвета и оттенки фольги. В том числе можно наносить несколькими прогонами разных цветов.Затем на изделие, на котором надо отпечатать кладется лента с фольгой, а сверху на нее давит сильноразогретое клише. Фольга от температуры оплавляется и оставляет на поверхности металлический оттиск. В итоге на изделии остается четкий отпечаток того, что изображено на клише. Изображение получается за счет цвета и высокой кроющей способности фольги, поэтому глубина тиснения небольшая.
Тиснение используется в основном для персонализации сувенирной. За счет блестящей фольги, тиснение придает изделию очень нарядный вид. Тиснение фольгой, благодаря своим широким изобразительным возможностям, является самым распространенным видом тиснения.
Помимо металлизированной фольги, существует пигментированная глянцевая и матовая фольга. На бумаге и картоне такая фольга приобретает вид обычного красочного слоя высокой насыщенности. Поэтому плоское тиснение с пигментированной фольгой часто применяется при изготовлении визиток, открыток (если нет возможности применять другие виды переноса изображения, такие как тампопечать или шелкография). Также может применяться для нанесения изображения на другие поверхности. Например, маркировка флаконов для бытовой химии, тюбиков, баночек; маркировка колпачков для вино-водочных изделий; оформление товаров народного потребления разноцветной фольгой - зубные щетки, канцтовары, кожгалантерейная продукция, расчески, футляры, заколки, обувные принадлежности, пластиковые контейнеры и пр.
Преимущества плоского тиснения пигментированной фольгой по картону и бумаге — это возможность получения глянцевого насыщенного красочного слоя без офсета и шелкографии. Кроме этого, фольга, являясь, по сути своей, сухой краской, позволяет избегать сложностей, возникающих при печати пастообразными и жидкими красками. Во-первых, оттиск фольгой не надо сушить, во-вторых, нет угрозы перетискивания краски и размытости контуров. Также, выбирая горячее тиснение фольгой, как способ печати, можно одновременно осуществлять перенос изображения (картинок или текста) и создавать рельефную печать, придающую особую яркость изделию.
Тиснение используется в основном для персонализации сувенирной. За счет блестящей фольги, тиснение придает изделию очень нарядный вид. Тиснение фольгой, благодаря своим широким изобразительным возможностям, является самым распространенным видом тиснения.
Помимо металлизированной фольги, существует пигментированная глянцевая и матовая фольга. На бумаге и картоне такая фольга приобретает вид обычного красочного слоя высокой насыщенности. Поэтому плоское тиснение с пигментированной фольгой часто применяется при изготовлении визиток, открыток (если нет возможности применять другие виды переноса изображения, такие как тампопечать или шелкография). Также может применяться для нанесения изображения на другие поверхности. Например, маркировка флаконов для бытовой химии, тюбиков, баночек; маркировка колпачков для вино-водочных изделий; оформление товаров народного потребления разноцветной фольгой - зубные щетки, канцтовары, кожгалантерейная продукция, расчески, футляры, заколки, обувные принадлежности, пластиковые контейнеры и пр.
Преимущества плоского тиснения пигментированной фольгой по картону и бумаге — это возможность получения глянцевого насыщенного красочного слоя без офсета и шелкографии. Кроме этого, фольга, являясь, по сути своей, сухой краской, позволяет избегать сложностей, возникающих при печати пастообразными и жидкими красками. Во-первых, оттиск фольгой не надо сушить, во-вторых, нет угрозы перетискивания краски и размытости контуров. Также, выбирая горячее тиснение фольгой, как способ печати, можно одновременно осуществлять перенос изображения (картинок или текста) и создавать рельефную печать, придающую особую яркость изделию.
Конгревное (многоуровневое) тиснение — это получение рельефного изображения без краски и фольги при локальном сжатии материала между нагретой матрицей и холодным пуансоном (контрматрицей), которая представляет собой зеркальную копию матрицы. В процессе тиснения происходит деформация материала между матрицей и пуансоном, в результате чего изображение как бы возвышается над поверхностью материала. При этом элементы изображения лежат в разных плоскостях. Вот почему такое тиснение называется многоуровневым. В результате получается как бы просто выдавленное изображение, что смотрится очень стильно и ненавязчиво.
Блинтовое (слепое) тиснение — простейший вид тиснения без краски и фольги. Клише вдавливается в поверхность изделия. Образующиеся при этом углубленные элементы изображения лежат в одной плоскости. Для выполнения этого типа работ используют клише с высоким рельефом, чаще всего, латунное или магниевое. Блинт также может выполняться как с нагревом, так и без него. Качество оттиска в основном определяется усилием. Разновидностью блинтового тиснения считают тиснение «плашки», т.е. значительной по площади сплошной поверхности, с целью сглаживания грубой структуры поверхности материала для последующего, более качественного, тиснения фольгой (возможно одновременное тиснение фольгой («выворотка»).
Биговка — предварительное нанесение на материал линий сгибов с помощью дисковых ножей, вдавливающих и уплотняющих материал. От фальцовки биговка отличается несколько иной (более ярко выраженной) линией сгиба, а также возможностью осуществления данного процесса на более плотных материалах. Производят на биговальных станках или машинах.
Защищает место сгиба от растрескивания как самой бумаги, так и красочного слоя. Рекомендуется для бумаг повышенной плотности (более 170 г/кв.м) и картонов. Обеспечивает формирование аккуратного корешка на обложках.
Биговка широко применяется в производстве картонной упаковки, изготовлении открыток, пригласительных билетов, папок. Она необходима в тех случаях, когда из-за большой толщины и жесткости материала нельзя получить требуемые точность и внешний вид сгиба без этой операции. Важным условием получения хорошего бига является направление биговки, которое должно совпадать с направлением волокон в листе, а также подбор контр-биговальных каналов или контрматриц из пертинакса
Защищает место сгиба от растрескивания как самой бумаги, так и красочного слоя. Рекомендуется для бумаг повышенной плотности (более 170 г/кв.м) и картонов. Обеспечивает формирование аккуратного корешка на обложках.
Биговка широко применяется в производстве картонной упаковки, изготовлении открыток, пригласительных билетов, папок. Она необходима в тех случаях, когда из-за большой толщины и жесткости материала нельзя получить требуемые точность и внешний вид сгиба без этой операции. Важным условием получения хорошего бига является направление биговки, которое должно совпадать с направлением волокон в листе, а также подбор контр-биговальных каналов или контрматриц из пертинакса
Высечка (штенцевание) — вырубка при помощи острозаточенного штампа печатных изделий. Может быть любой конфигурации. Обычно проводится на небольшой пачке листов. Высечка является важным технологическим этапом изготовления этикеток и упаковки. От качества высечки в значительной степени зависит качество самого изделия.
Перфорация — система отверстий, расположенных в линию, в листовом или рулонном материале, обеспечивающая легкий разрыв материала по этой линии. Создается при помощи специальных перфорационных ножей. Может осуществляться как пробивка отверстий (марочная) или просечка штрихов (иногда применяется для фальцовки) по линии отрыва.
Каширование — процесс склеивания запечатанного листа (лайнера) с подложкой (основой). Представляет собой нанесение отпечатанной офсетным способом бумаги на любую жесткую основу (чаще всего это гофро — и микрогофрокартон, возможно также пластик и др.). Причем полиграфический оттиск на бумаге может иметь разнообразную отделку: лакирование, тиснение и т.д. Теперь с помощью технологии каширования на упаковке можно отразить любое изображение во всем калейдоскопе красок, включая возможность нанесения специальных цветов, таких как краски Pantone, золото, серебро, бронза. Упаковка, произведенная по такой технологии, совмещает в себе характеристики потребительской упаковки (яркий, красочный внешний вид) и гофротары (прочность, надежность). Технология каширования позволяет улучшить защитные функции упаковки, делая её значительно более прочной и жесткой по сравнению с потребительской, одновременно превращая упаковку в настоящее произведение искусства.
Другие виды нанесения изображения на поверхность
Эта технология используется при нанесении фирменной символики на изделия из ткани. Эта технология имеет ряд ограничений при изготовлении оригинал-макета — нельзя использовать слишком мелкие элементы, тонкие линии и др. Вышивка может производится на скатерти, салфетке, спецодежде, футболке, бейсболке или может быть представлена в виде шеврона, нашивки, вымпела, флага.
Воздействуя непосредственно на поверхность обрабатываемого изделия, лазерное излучение может вызывать изменение структуры материала, расплавлять и испарять поверхностные слои, упрочнять поверхность деталей, резать различные материалы. Воздействию этого 'инструмента' не могут противостоять даже сверхтвердые и оптически прозрачные материалы. Эта технология обладает следующими преимуществами:
- высокие скорости маркировки;
- отсутствие механического воздействия на изделие;
- легкость управления и возможность автоматизации процесса маркировки;
- экологическая чистота процесса, исключающего применение красок, химических реактивов и агрессивных сред;
- короткий технологический цикл производства;
- отсутствие сложной технологической оснастки и расходных материалов.
Принцип действия такой: сфокусированный лазерный луч направляется на поверхность маркируемого изделия. Благодаря хорошей фокусировке луча и малой длительности микроимпульсов излучения, в зоне воздействия луча на материал удается добиться выделения высокой мощности. Это приводит к мгновенному расплавлению материала и его частичному испарению, образованию зоны термического влияния, при этом на маркируемой поверхности образуется микролунка (при маркировке металлов, пластиков) или испаряется слой покрытия (например, при маркировке окрашенных металлов или двухслойных пленок и пластиков). Таким образом, в результате маркировки либо изменяются оптические свойства основного материала, либо открывается другой слой материала с иным цветом. Ввиду локального воздействия луча лазера на материал, окружающие зоны практически не нагреваются, поэтому не происходит деформаций или иных нарушений формы маркируемого изделия.
Лазерная гравировка очень широко используется в сувенирной рекламе. Этим методом декорируются различные сувениры из дерева, металла и пластика. И главное ее преимущество — это долговечность.
- высокие скорости маркировки;
- отсутствие механического воздействия на изделие;
- легкость управления и возможность автоматизации процесса маркировки;
- экологическая чистота процесса, исключающего применение красок, химических реактивов и агрессивных сред;
- короткий технологический цикл производства;
- отсутствие сложной технологической оснастки и расходных материалов.
Принцип действия такой: сфокусированный лазерный луч направляется на поверхность маркируемого изделия. Благодаря хорошей фокусировке луча и малой длительности микроимпульсов излучения, в зоне воздействия луча на материал удается добиться выделения высокой мощности. Это приводит к мгновенному расплавлению материала и его частичному испарению, образованию зоны термического влияния, при этом на маркируемой поверхности образуется микролунка (при маркировке металлов, пластиков) или испаряется слой покрытия (например, при маркировке окрашенных металлов или двухслойных пленок и пластиков). Таким образом, в результате маркировки либо изменяются оптические свойства основного материала, либо открывается другой слой материала с иным цветом. Ввиду локального воздействия луча лазера на материал, окружающие зоны практически не нагреваются, поэтому не происходит деформаций или иных нарушений формы маркируемого изделия.
Лазерная гравировка очень широко используется в сувенирной рекламе. Этим методом декорируются различные сувениры из дерева, металла и пластика. И главное ее преимущество — это долговечность.
Деколь — способ переноса изображения на стеклянную, фарфоровую и керамическую посуду (кружки, тарелки, стаканы, пепельницы) методом высокотемпературного обжига.
В технологии деколи применён принцип переводной картинки. Сначала производится печать на бумаге, затем бумага покрывается лаком, потом отмачивается в воде и переносится на керамическую или стеклянную поверхность. Оттиск опускается на несколько секунд в воду комнатной температуры, клей растворяется, и изображение, удерживаемое пленкой лака, отделяется от бумажной подложки. Во время обжига (температура варьируется от 490 °С до 900 °С) краска впекается в поверхностный слой, образуя твёрдую однородную массу с неограниченным сроком годности.
Деколь отличается от остальных способов особой устойчивостью (возможна обработка в посудомоечной машине) к истиранию и позволяет наносить изображение по всей поверхности изделия.
В технологии деколи применён принцип переводной картинки. Сначала производится печать на бумаге, затем бумага покрывается лаком, потом отмачивается в воде и переносится на керамическую или стеклянную поверхность. Оттиск опускается на несколько секунд в воду комнатной температуры, клей растворяется, и изображение, удерживаемое пленкой лака, отделяется от бумажной подложки. Во время обжига (температура варьируется от 490 °С до 900 °С) краска впекается в поверхностный слой, образуя твёрдую однородную массу с неограниченным сроком годности.
Деколь отличается от остальных способов особой устойчивостью (возможна обработка в посудомоечной машине) к истиранию и позволяет наносить изображение по всей поверхности изделия.
Матирование — нанесение изображения на любую стеклянную поверхность, посредством воздействия химического реагента. Матирование стеклянных бытовых изделий — один из наиболее распространенных способов декорирования сортового, художественного и тарного стекол.
Матирование отличается от остальных способов особой устойчивостью к истиранию — изображение 'вечное', его невозможно смыть или соскоблить. Матовая поверхность, получаемая после процесса матирования имеет мелкозернистую, 'шелковую' поверхность, на которой не остается жирных отпечатков пальцев. Этот метод персонализации позволяет наносить изображение по всей поверхности изделия.
Матирование отличается от остальных способов особой устойчивостью к истиранию — изображение 'вечное', его невозможно смыть или соскоблить. Матовая поверхность, получаемая после процесса матирования имеет мелкозернистую, 'шелковую' поверхность, на которой не остается жирных отпечатков пальцев. Этот метод персонализации позволяет наносить изображение по всей поверхности изделия.
Технология металлофото — это процесс производства всевозможных вывесок, табличек, панелей, фотографий, шильдиков, бирок и других изделий информационного, рекламного, памятного и декоративно-сувенирного характера. Изделия металлофото производятся из суперизносостойких анодированных алюминиевых пластин и отличаются широтой цветовой гаммы, разнообразием форм и размеров и по качеству изображения сопоставимы с фотографиями на бумаге.
Технология изготовления следующая: сначала выводится пленка с изображением, затем она кладется на выбранную пластину металлофото и прижимается. Изображение на пленке экспонируется на пластину в течение нескольких секунд. После этого пластина обрабатывается проявителем и закрепителем. Наносятся любые необходимые цвета. Затем пластина помещается в специальный бак для уплотнения защитного слоя и обрабатывается в кипящем уплотняющем растворе. В результате такой обработки изображение останется в анодированном слое навсегда. После просушки пластине придают требуемую форму с помощью резаков и углорезов и, при необходимости, просверливают отверстия. Пластины металлофото могут быть установлены на подставку, помещены в рамку, прикреплены на любую подложку с помощью суперклейких листов или привинчены на требуемое место винтами.
Изделия металлофото сохраняют свой первоначальный вид на протяжении долгих лет, несмотря на воздействие агрессивных сред, таких как прямой солнечный свет, высокие и низкие температуры, неблагоприятные погодные условия и даже различные едкие химические соединения, а также хорошо противостоят механическому воздействию.
Технология изготовления следующая: сначала выводится пленка с изображением, затем она кладется на выбранную пластину металлофото и прижимается. Изображение на пленке экспонируется на пластину в течение нескольких секунд. После этого пластина обрабатывается проявителем и закрепителем. Наносятся любые необходимые цвета. Затем пластина помещается в специальный бак для уплотнения защитного слоя и обрабатывается в кипящем уплотняющем растворе. В результате такой обработки изображение останется в анодированном слое навсегда. После просушки пластине придают требуемую форму с помощью резаков и углорезов и, при необходимости, просверливают отверстия. Пластины металлофото могут быть установлены на подставку, помещены в рамку, прикреплены на любую подложку с помощью суперклейких листов или привинчены на требуемое место винтами.
Изделия металлофото сохраняют свой первоначальный вид на протяжении долгих лет, несмотря на воздействие агрессивных сред, таких как прямой солнечный свет, высокие и низкие температуры, неблагоприятные погодные условия и даже различные едкие химические соединения, а также хорошо противостоят механическому воздействию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий